Полное наименование примерной образовательной программы: ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ под. ред. Вераксы
Описание образовательной программы
Деятельность
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Кардоновский детский сад» Кизлярского района Республики Дагестан (далее по
тексту МКДОУ) в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста (статья 64 пункт 1.).
Основная
образовательная программа дошкольного образования муниципального
казенного дошкольного образовательного учреждения «Кардоновский детский сад» Кизлярского
района Республики(далее Программа) разработана в соответствии с ФГОС
дошкольного образования и с учетом инновационной
образовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, содержание и механизмы которой обеспечивают
полноценное развитие личности ребёнка во всех основных образовательных
областях: в сферах социально коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития на фоне эмоционального
благополучия и положительного отношения к миру, себе и другим людям.
Разработка
Программы осуществлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, а также:
-
Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (Распоряжение
Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р);
-
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ
от 17.10.2013 г. № 1155);
-
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
-
Профессиональным стандартом
педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном
общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 18.10. 2013 № 544н);
-
Приказом Министерства
образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»
(зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
Программа является нормативно-управленческим
документом организации и согласно Закону «Об образовании в Российской
Федерации» определяет
объем, содержание,планируемые результаты (целевые ориентиры
дошкольного образования)
и организацию образовательной деятельности в МКДОУ и обеспечивает построение
целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее
развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи.
Программа служит механизмом
реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования и раскрывает принципы организации, методы, приемы, техники, порядок
организации совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности
детей и взрослых в пространстве и во времени, наилучшим образом направленной,
способствующей реализации целевых ориентиров, а также подходы к интеграции
образовательной деятельности дошкольника.
Программа сформирована как
программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, обеспечивающая
разностороннее развитие воспитанников МКДОУ с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных
для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа направлена на:
ü создание условий развития детей, открывающих возможности для их позитивной
социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности;
ü создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа
предусмотрена для освоения детьми в возрасте от 3 до
7 лет в группах общеразвивающей направленности и группах комбинированной направленности. При необходимости Программа может быть адаптирована
для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности по следующим направлениям развития и образования
детей:
-
социально-коммуникативное
развитие;
-
познавательное
развитие;
-
речевое
развитие;
-
художественно-эстетическое
развитие;
-
физическое
развитие.
Программа
является внутренним стандартом для всех участников образовательного процесса:
¨
Определяет
приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации
деятельности всех педагогов МКДОУ.
¨
Способствует
адекватности интегративного подхода в содержании образования, взаимному
«пронизыванию» различных видов предметности в разных видах и формах детской
деятельности.
¨
Способствует
накоплению спонтанного опыта детей в организованной обобщенной предметной
среде; в специально продуманной и мотивированной самостоятельной деятельности;
в реальном и опосредованном обучении.
¨
Обеспечивает
реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах МКДОУ,
право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых
услуг.
Содержание
Программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования включает
три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел
Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию
Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный
раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях –
социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической,
физической.
Программа
определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
– игровая
(сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);
–
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми);
–
познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними);
– восприятие
художественной литературы и фольклора;
–
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
–
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал;
–
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
– музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
– двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный
раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы,
обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями
здоровья в общество.
Организационный
раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной
деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых
результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности
организации образовательной деятельности, а именно описание:
– психолого-педагогических,
кадровых, материально-технических и финансовых условий,
– особенностей организации
развивающей предметно-пространственной среды,
– особенностей образовательной
деятельности разных видов и культурных практик,
– способов и направлений
поддержки детской инициативы,
– особенностей взаимодействия
педагогического коллектива с семьями дошкольников,
– особенностей разработки режима
дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Программа также содержит описание
системы развивающего оценивания достижения целей в форме педагогической и
психологической диагностики развития
детей, а также качества реализации Программы. Система оценивания качества
реализации Программы направлена в первую
очередь на оценивание созданных в МКДОУ условий внутри образовательного процесса.
Программа определяет обязательную
часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений для детей от 3лет
до прекращения образовательных отношений.
Объем обязательной части
Программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части Программы,
формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от
ее общего объема.
Программа реализуется в течение всего времени
пребывания детей в МКДОУ.
Программа
может корректироваться в связи с изменениями:
·
нормативно-правовой
базы МКДОУ,
·
видовой
структуры групп.
МКДОУ создает условия для реализации
гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного образования.